Главная / Полезная информация о кредитовании
Тематики публикации: БанкиКредитованиеПраво

Закон о потребительском кредитовании - защита прав заемщика.

Опубликовано: 2020-01-31

«До сегодняшнего момента не было никакого единого документа, разъясняющего процесс выдачи и последующего обслуживания кредита», - утверждает начальник юридической службы одного из банков. По его словам, эта сфера рынка регулировалась одновременно несколькими актами. К примеру, Гражданским кодексом РФ, законом о банковской деятельности, а также законом о защите прав потребителей. К подготовке Закона о потребительском кредитовании подошли аккуратно и кропотливо, обсуждая его уже несколько лет.

Закон о потребительском кредитовании - защита прав заемщика.

Герман Белоус, директор отдела розничного бизнеса СБ Банка, поведал о нескольких главных моментах этого закона. Во-1-х, банки должны будут открывать полную (окончательную) стоимость кредита (ПСК). На основании мониторинга более чем 100 банков и кредитных организаций Центробанк будет точно рассчитывать среднюю рыночную ПСК. Именно этот показатель и станет отправной точкой для банков - они не смогут превысить его более чем на одну третью часть. Во-2-х, закон определит крайнюю высшую неустойку за нарушение клиентом контракта. Она не сможет быть более 20 процентов годовых, в том случае, если в условиях контракта предусмотрены проценты за какие-либо допущенные нарушения, или не более 0,1% в день, в случае, если по условиям контракта за нарушение условий проценты на сумму тела кредита не начисляются. И, наконец, в-3-х, с клиента снимаются все ограничения по преждевременному погашению кредита. Исходя из нового закона, в течение 2-ух недель клиент имеет право погасить всю сумму приобретенного займа без согласия банка, при этом заплатив проценты за время реального пользования выданными денежными средствами. От кредитов, обеспеченных имуществом, либо части таких кредитов, также можно будет досрочно отказаться в срок до 30 дней, разумеется уплатив проценты за время использования займа.

«Банки смогут устанавливать только некоторые ограничения на преждевременное погашение любого кредита: закон позволяет установить требование гасить кредит досрочно исключительно в дату своего планового платежа», - дает комментарий Г. Белоус. Также банкир отмечает, что данный закон о потребительском кредитовании регулирует деятельность коллекторов. Сейчас сотрудники банков имеют возможность и полное право переуступать права по договору любым третьим лицам. Новый закон ограничивает деятельность сборщиков долгов - резко регулируется, например, позволительное время звонков. В этом случае должники сумеют расслабленно спать по ночам, так как коллекторам запрещено звонить по будням с 22:00 до 08:00 и по выходным с 20:00 до 09:00.

В общем итоге, единый документ, вступая в силу, закрывает одновременно несколько принципиальных проблем, которые до этого времени были в подвешенном состоянии и давали массу различных вариантов свободных трактовок, что открывало возможности и для злоупотреблений. И в итоге простому клиенту было еще труднее обслуживать взятый онлайн на те или иные цели кредит.

Основная мысль закона о потребительском кредитовании конечно защита прав клиента-заемщика, убеждены специалисты. В особенности это касается положения об обязательном информировании клиента. Часто заемщик не может вовремя получить всю нужную информацию об интересующем его кредитном продукте, что приводит к неверной оценке собственных материальных возможностей. В конечном итоге – допущенные просрочки по платежам, навсегда испорченная себе кредитная история и расшатанные нервы.

«Закон о потребительском кредитовании, безусловно, предоставил всем пользователям банковских продуктов определенную защиту от некоторых злоупотреблений банков», - считает юрист юридической компании «ЮСТ» Д. Забродин. По его мнению, закон уделяет повышенное внимание именно информированию клиента обо всех критериях предоставления кредита: на каких условиях он будет выдаваться, употребляться и обслуживаться. Также до внимания клиента должны быть доведены ответственность за ненадлежащее выполнение контракта и порядок расчета предусмотренных штрафных санкций. Сам кредитный договор тоже претерпит изменения. Ранее, чтоб верно прочесть этот важный документ, нужно было быть дотошным и финансово подкованным человеком. Нередко клиенты не вчитывались в маленький шрифт и бессчетные подпункты, а позже, уже подписав контракт, однажды узнавали о скрытых банковских комиссиях и дополнительных платежах и услугах, которые иногда могли увеличить стоимость кредита чуть ли не вдвое. Д. Забродин докладывает, что сейчас условия контракта потребительского кредита непременно должны быть составлены в виде таблицы и написаны точным, удобочитаемым шрифтом. Правда, его немного смущает понятие «читабельность», поскольку ему не дается точного определения в законодательстве, так что он рассчитывает на его расшифровку в судебной практике. Специалисты предполагают, что закон был разработан с целью защиты обычных заемщиков от огромных ставок по кредитам, а также с целью стандартизации правил кредитования. И если ранее многие банки и кредитные организации не особенно тщательно доводили до сведения клиента правдивую информацию обо всех расходах при заключении договора займа, то сейчас они вынуждены будут пересмотреть свою работу, отношение к клиенту и документы в согласовании с новым законом.

В целях улучшения содержимого нашего проекта просим сообщить:

Данная информация была Вам полезна?

Спасибо. Ваше мнение для нас очень важно!